В августе 2008 года в Угличском историко-архитектурном и художественном музее прошла выставка Исаака Орентлихермана под названием «Пересечение пространств». Выставка получилась необычная, из-за того самого «пересечения пространств». Неожиданно, на выставку приехал бывший тогда на посту Президента РФ Дмитрий Медведев. Вот, что тогда об этой выставке написал в газете «Культура» исскуствовед и критик Федор Ромер:
«Когда Исаак Орентлихерман, московский художник, родившийся в Узбекистане, договаривался о своей выставке под названием «Пересечение пространств» с Угличским историко-архитектурным и художественным музеем, он не знал, что в день вернисажа в Углич нагрянет Президент РФ Дмитрий Медведев, чтобы поговорить о развитии туризма и о ходе муниципальной реформы. А заодно чтобы пройтись по здешнему Кремлю. В Богоявленском соборе, на задах которого экспозиции усадебного портрета XVIII — XIX веков (хоть есть тут и парсуна с суровым ликом Ивана Грозного), открывалась выставка Орентлихермана. Из-за приезда Президента вернисаж перенесли на несколько часов. Но зато еще до открытия выставки Д.Медведев зашел в собор-музей. И Исаак Орентлихерман оказался, полагаю, первым художником в России, чью выставку посетил ненароком Президент. Так что событие вышло государственного масштаба. Вот вам и «Пересечение пространств». Накликал автор…
Ну а теперь серьезно. Если не принимать в расчет пространства политические, то пересечения удались вполне.
Исаак Орентлихерман — один из немногих, на мой взгляд, художников, кто честно и справедливо, с новым взглядом и оригинальным решением длит традицию русского авангарда, замыленного и доведенного до салонного конвейера еще в бурные 60-е.
Все его письменные теории «в области миропонимания» и многосмысленные объяснения полуабстрактных картин, эта глубокомысленная метафизика, отразившаяся в самом названии выставки «Пересечение пространств», мне не близка. Хотя понимаю, что и Малевич, кроме «Черного квадрата», на своем суржике накропал немереное количество текстов-манифестов — да и стихи к тому же. А движение «Зорвед» Михаила Матюшина (зоркое видение картины мира внутренним глазом) — скорее литературное произведение. Так что Орентлихерман является достойным наследником революционных праотцов.
Но интереснее совсем другое. Чистое искусство, простите за трюизм.
Исаак Аронович изобрел технику трехслойной живописи, при которой изображение практически скрывается за рядами краски. И линялая с виду картина дышит своим глубинным наполнением.
А уж как это назвать, «Материализацией духовного» или «Одухотворением материального» — по воле автора. В основе этих вещей лежит подлинное богоискательство, умноженное технократией. Реликтовое излучение, то есть «Большой взрыв» в космосе, сочетается абсолютно органично с библейскими мотивами. И появляется серия, посвященная Каину, из семи листов, синхронизированных с семью днями Творения. Не спрашивайте, почему. Но все это очень красиво, одухотворенно, авторски выверенно. Увидеть в сияющей, а не зияющей пустоте минималистических работ подлинность искусства дано не каждому. Но, кажется, живопись и графика Орентлихермана похожа на «плачущие» православные иконы: откуда выступает эта материальность в виде слез — неизвестно. Вот так у него рождается нечто.
Так, о «пересечении пространств». Мистическая живопись в кремлевском соборе. Оммаж русскому авангарду в традиционном пространстве. Великая связь нового мышления и Книги книг.»
Федор Ромер
Источник: Газета «Культура» №30, 7-13 августа 2008 г.
Перепечатка: «Стенгазета» 19 сентября 2008 г.