В феврале 2008 года в Галерее «Кино» состоялась выставка Исаака Орентлихермана «Библейские реалити». Вот, что написала о художнике куратор выставки и владелица галереи Елена Юренева:
Исаак ОРЕНТЛИХЕРМАН – представляет собой редкий для наступившего тысячелетия тип художника органично сочетающего в своем творчестве библейскую философичность с актуальными открытиями науки.
Границы человеческого знания постоянно расширяются, призывая нас изменять свое представлении о таких важных категориях, как, например, свет, пространство и время. Порой кажется, что ученые вскоре докажут конечность бесконечного и только неразгаданность духовных аспектов бытования человека на Земле так и остается неизменной. Лишь Библия предлагает нам толкование истории морально-духовных исканий человечества, его потери и обретения.
И, хотя, казалось бы, культура человечества уже исчерпала Библейскую тему до дна, все же появляются художники-мыслители, предлагающие нам сугубо индивидуальные трактовки Библейских сюжетов и их неразрывную связанность с сегодняшним миром. Знакомясь с творчеством Орентлихермана, невольно убеждаешься в безграничности Смыслов Библии.
Такой подход к первоисточнику, несомненно, требует не только всесторонней образованности и эрудиции, но и предопределяет мучительный духовный поиск современных художников. Их немного, но к их числу, несомненно, относится совокупное творчество графика и живописца Исаака Орентлихермана. Подобно большинству современных ученых, в изобразительном творчестве Орентлихермана также прочитывается некая интеллектуальная дисциплина, заставляющая точно определять и ставить задачи, добиваться их логического разрешения.
Очевидно, поэтому в наследии Исаака Ароновича столь явно выражены как различные этапы, так и различные темы его творчества. С одной стороны, он выявляет присущий лишь графическому изображению ёмкость смысла в лаконичности изобразительных средств, с другой стороны — определенность композиционных ходов и сложнейшие цветовые соотношения в живописных полотнах.
Несмотря на разнообразие тем и сюжетов в его искусстве, включая фотографию последних лет, главной темой является Библейское Reality, которые и послужили названием для настоящей экспозиции.
Библейский человек, по утверждению автора, является адекватным человеку современному, со всем его страстями и поисками, трагедиями и радостями. Однако лишь настоящий художник может перевести это из области теории в область художественного воплощения. Именно эти Reality и интересуют более всего представленного автора. Парадоксальные решения его живописных и графических работ заставляют современного зрителя переосмыслить суть таких, казалось бы, известных Библейских сюжетов, как Исход, Великий Ковчег, Распятие, Благовещение и другие. И, если в графических работах можно отметить безусловную выразительность линии, напряженность и драматизм черного и белого, то живописные работы поражают своей цвето-воздушной средой, как бы вобравшей в себя прошлое, настоящее, и даже будущее.
Интересны и собственно профессиональные аспекты творчества Орентлихермана, его оригинальные находки в области работы с цветом, несущим определенную и ощущаемую зрителем энергетику. Во многих работах автор отказывается от тени, пытаясь построить свои живописные композиции лишь в одной цветовой гамме.
Художник-философ, художник–поэт, историк и ученый, открывает для зрителя новые Reality, заставляя его относиться к искусству как к некому универсальному механизму познания мира и человека, при этом оставляя за ним право на собственные интерпретации.
Настоящая выставка лишь начало работы Галереи КИНО с этим художником, и, как мы уже говорили, его приверженность к работе большими темами, большими циклами, дает основание надеяться на показ его новых работ в будущем, поскольку как Библейское Reality, так и Reality дней сегодняшних – безграничны.
В настоящую экспозицию входят работы из живописных серий «Библейские будни», «Молчание тишины», «Пространство Белого Света», «Исход» а также из графических циклов «Адам и Ева», «12 трагедий Библии», «Библейские будни».
Иллюстрация к статье: Исаак Орентлихерман, «Крик», 2004, х.м. 120х100 см
Автор текста Елена Юренева, куратор проекта
Источник: Галерея «Кино»